«Мальчик Андрюша вообще… После него погорели все мои последние нервы»: Учителя из Приамурья прошли отбор на всероссийский ФКР
В России 2023 год объявлен годом педагога и наставника. Профессия учителя снова привлекла к себе внимание — в этом году в Москве с 3 по 7 октября пройдет Всероссийский форум классных руководителей. Организаторы ФКР получили более 60 тысяч заявок, но отбор прошли лишь 3 тысячи педагогов из 89 регионов страны.
Пройти в финал удалось и 16 амурчанам. Мы поговорили с двумя учителями из Благовещенска, чтобы узнать о трудностях отбора, их работе, школе и детях.
Азарт от конкурса
Учитель истории и обществознания из лицея №11 Евгений Смолин принял участие в конкурсе совершенно случайно. В общую группу учителей лицея кто-то скинул ссылку на конкурс, и он безо всяких ожиданий подал заявку. А когда узнал, что прошел в финал, то так и не смог до конца прочувствовать радость от победы.
— Этот конкурс проходил онлайн в тренажере на сайте — я не видел других участников. Я не оценил этого азарта. Поэтому для меня все было ровненько. Для других коллег моих это классно, они в предвкушении, а я так рассуждаю: «Октябрь, придется неделю учебного времени потратить на поездку», — рассказал Смолин.
Но, несмотря на это, он сумел преодолеть несколько этапов испытаний.
— Были тесты на общую грамотность, русский язык, знание литературы, какие-то моральные дилеммы. Второй этап — это был тренажер. Тренажер лично для меня был просто отвратительный! — вспоминает Евгений.
Моральные диллемы
В тренажере второго этапа педагоги должны были из разных вариантов ответа выбрать правильный. Главной задачей тренажера было решение проблемы, которая возникла у виртуальных школьников: девочки Маши и мальчика Андрея.
Пример задания:
«Сегодня Маша перед началом уроков подошла к Вам и сказала, что не выполнила домашнее задание, потому что вчера к ним приехала бабушка, которую Маша очень давно не видела. Маша уточнила, что ей было очень важно провести с бабушкой время, потому что она очень добрая и внимательная. Вечером Машина мама сказала Вам, что у Маши нет бабушки, вчера Маша весь день была свободна даже от домашних обязанностей и от помощи по уходу за маленькими сестрами, с которыми Маша обычно каждый день сидит, пока мама на работе».
— И я смотрел на задания и понимал, что там нет ни одного варианта ответа, который бы мне подходил. И я планировал, прогнозировал: «Ага, отвечу вот так, реакция будет такая!». Нажимаю, казалось бы, самый оптимальный вариант, девочка Маша обижается, и я думаю: «Да как ты вообще посмела! Я тут уже полчаса думаю, как тебе помочь, а ты так себя ведешь!» — поделился Евгений своими впечатлениями от тренажера.
Виртуальная девочка Маша была младшей школьницей, а мальчик Андрей представителем средней школы.
— Мальчик Андрюша вообще… После него погорели все мои последние нервы. И я подумал: «Все, хватит, выключаю!». А потом мне говорят, что я прошел этот этап, пора переходить на следующий! — рассказал педагог.
Забота, поддержка, любовь
Третий этап длился полтора месяца. За это время участники должны были подготовить видеовизитку. В ней они могли рассказать о себе, продемонстрировать свои сильные стороны и мотивацию участия в форуме.
От ФКР учитель ожидает многого. Его знакомые, которые были там в прошлом году, рассказали ему о праздничной атмосфере, интересных мастерских и необычных людях.
— В этом году форум выпадает на День учителя. Учитель приезжает на этот форум и чувствует заботу, поддержку. Он чувствует, что его здесь любят, ждут и он нужен. Конечно, хотелось бы, чтобы этот форум не кончался никогда и в течение всех 365 дней в году такое отношение было, — сказал Евгений Смолин.
Сейчас он работает не только учителем, но и классным руководителем у 6-го класса. И он с радостью отзывается о своих учениках.
— Класс очень живой, очень живые, очень человечные дети. Они от живости очень активные, поэтому основная моя к ним претензия — это их дисциплина. Но это дети, поэтому много мы с ними разговариваем по этому поводу, — поделился классный руководитель.
Доверие и дети
За 12 лет педагогической карьеры Евгений успел несколько раз стать классным руководителем, но еще ни разу не довел свои классы до выпуска. Сразу после университета он пошел работать в Амурский педагогический колледж, но ушел из-за низкой зарплаты. Даже его стипендия во время обучения была выше, чем зарплата как преподавателя, отметил Смолин. Тогда он пошел работать в школу №12, где трудился несколько лет.
"Можно в самой демократичной системе прийти и стучать линейкой по столу, и все — ты задавил любое доверие на корню"
Вскоре ему предложили должность завуча по начальной школе в лицее №6. Там он закрепился, но через три года его позвали в частную школу на место академического директора — он не мог упустить такую возможность. В итоге Евгений принял решение вернуться в общеобразовательную школу, потому что государственная система образования ему была ближе и понятнее. Так он и попал в лицей №11.
Далеко не все выпускники педагогических направлений становятся учителями, но Евгений еще во время обучения понял, что хочет работать в школе. Он стесняется называть себя «настоящим учителем», но старается соответствовать своим понятиям об идеальном учителе.
— Даже в советской системе образования были учителя, которые взращивали самородков. Которые разглядывали в толпе одинаковых пионеров с одинаковыми галстучками и бантиками личностей и воспитывали этих личностей. А можно в самой демократичной системе прийти и стучать линейкой по столу, и все — ты задавил любое доверие на корню, — считает педагог.
Сейчас Евгений находится на своем месте, и не хочет менять профессию — управленческая работа ему тоже оказалась не по духу. По его мнению, директоры и завучи вынуждены много заниматься канцелярскими и хозяйственными делами. В этом нет свободы для креатива и общения с детьми.
— Вот у меня малыши, пятые классы, я кайфую с ними, потому что они непосредственные, они еще с таким детским запалом, такие искренние, классные, с ними всегда интересно. Со старшими классами можно уже говорить на равных, при этом они не воспринимают тебя как своего, но они ближе. И мне не хотелось бы уходить от детей, потому что так я в трендах, так я понимаю тренды в интернете, понимаю, что такое какой-нибудь «кринж» и другие словечки новые, — поделился учитель.
Профессия мечты
Надежда Крапивина преподает английский язык в школе №5 уже четвертый год. Работать учительницей она начала только через 10 лет после окончания БГПУ. Там она обучалась на специальности «менеджмент» и не думала, что будет работать в школе.
Все время после выпуска она занималась маркетингом, но после рождения второго ребенка решила сменить вектор своей деятельности: прошла курсы переподготовки, устроилась педагогом и не пожалела. Поняла, что это именно та профессия, о которой она всегда мечтала, отмечает Крапивина.
Сейчас Надежда работает классным руководителем у восьмиклассников — их класс она ведет уже три года. Кроме того, она с самого начала вела уроки английского у параллелей 3-х и 5-х классов (всего девять классов). Но недавно ей предложили поучаствовать в конкурсном отборе на место советника по воспитательной работе, и она его прошла. Такая работа предполагает сокращение педагогической нагрузки, поэтому в этом году она будет вести занятия только у шести классов.
— Когда меня принимали в школу, сразу спросили: «А не хотите ли попробовать свои силы в творческой деятельность? Потому что мы видим, у вас глаза горят!». У нас есть в школе замдиректора по воспитательной работе, я была ее помощником все три года. И мы вместе организовывали мероприятия — от первого сентября до последнего звонка. Чтобы это все реализовывалось более системно, ввели эту должность. Я буду продолжать все, что делала раньше, только с большей ответственностью, — рассказала Надежда.
Активная внеурочная деятельность подарила ей возможность участвовать в самых разных конкурсах и мероприятиях. В этом году Надежда попала на муниципальный этап конкурса «Педагог года – 2023» и она победила в номинации «Педагогический дебют».
— Это всегда заряд энергией, обмен опытом с коллегами. Для меня в рамках конференций и форумов самая большая ценность — это общение. Потому что самые классные идеи, самые интересные задумки мы берем друг у друга. Когда общаемся с коллегами, рассказываем идеи свои, на первое сентября, например, и каждый берет то, что хочет. Обмениваемся и нам даже не жалко этого, — рассказала педагог.
Серьезные намерения
Надежда уже пыталась попасть на ФКР дважды, но не могла пройти конкурсный отбор. В этом году ей это удалось. Первые два раза она успешно проходила тренажер с непоседливыми виртуальными учениками, хотя, по ее мнению, эти задания были самыми сложными. Но каждый раз она застревала на этапе «видеовизитка».
— И я уже обратилась к амбассадору проекта, чтобы разобраться в том, как нужно снимать визитку, какого формата. Обычно я снимала обычный разговорный формат, и подумала: «Может быть, там нужно петь и плясать?». Но я посмотрела его визитку и поняла, что ничего особенного делать не надо, нужно просто быть собой, — рассказала финалистка отбора ФКР.
На этот раз Надежда очень серьезно отнеслась к последнему этапу конкурса. Для записи качественной видеовизитки она даже заказала петличку. Такая серьезная подготовка дала нужный эффект — ей удалось стать одной из 16 победителей в регионе. От форума Надежда ждет интересного общения, разнообразных мероприятий и новых идей.
Учителя и преподаватели, которые приедут на мероприятие, получат возможность присоединиться к проекту и стать амбассадорами ФКР. Амбассадоры — такие же участники форума, но они помогают другим учителям в своем регионе вступить в сообщество. Для того, чтобы получить такой статус, желающие пройдут онлайн-отбор по нескольким направлениям. Им предстоит пройти тестирование по основам педагогики, внеурочным занятиям «Разговоры о важном», выполнить задания из тренажера классного руководителя и предоставить видеовизитку «Моя воспитательная инициатива».
Фото: соцсети и личные архивы Евгения Смолина и Надежды Крапивиной